Методическая разработка на тему "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в ДОУ"

Статья в районной газете

     Выпуск в школу – это не только переход детей в среднее звено образовательной цепочки, но и подведение итогов 5 – 6 летнего пребывания ребенка в детском дошкольном  учреждении. Дети приобретают множество умений  и навыков в различных направлениях. Одно из самых развивающих – музыкально-эстетическое. Задействованы все стороны развития ребенка: формирование морального облика, раскрытие чувственного и эмоционального восприятия, проявление творческих наклонностей, активизация умственных способностей, физическое развитие. Наша задача – заложить крепкий фундамент для возведения последующих этажей образовательного процесса.  Детский сад – школа – это единый механизм, цели и задачи его едины. Методики и приемы могут быть различными, это зависит от уровня и взглядов педагогов, но принципы и нацеленность на конечный результат сильно разниться не должны.   

                                                     *    *   *

      И как приятно видеть конечный результат на школьных сценах, где в первом ряду хоров стоят первоклассники – выпускники  нашего детского садика. По опыту знаю: как правило, ученики первых классов занимаются в подготовительных  группах хора и в основной состав попадают, в лучшем случае, через год. Вокальная подготовка наших выпускников позволяет им перешагнуть эту ступень хоровой работы.

     Для новорожденного ребенка – звук связующая нить между ним и окружающим миром. Посредством звука он общается и мыслит. Звук несет эмоциональную и информационную нагрузку, он очень распевный и даже обладает различной звуковысотностью. В младших группах детского сада дети, еще не умея говорить, подпевают и с интересом слушают как вокальную так и инструментальную музыку. Начиная со средней группы приступаю к работе над музыкальной образованностью моих воспитанников, чтобы облегчить и ускорить последующий процесс обучения.     

                                                      *   *   *

  Многие требования перекликаются с программным минимумом общеобразовательной школы: характер музыки, ее выразительные и изобразительные стороны, изменения и контрасты, построения, характер звуковедения и звукоизвлечения, правильная дикция, мелодическая линия, метроритм, форма музыкального произведения; умение двигаться под музыку, осознание своих возрастных особенностей; ознакомление с музыкальными произведениями и их создателями, воспитание слушательской и аналитической культуры; знакомство с различными музыкальными жанрами и традициями разных народов; накопление музыкальных впечатлений; знакомство с различными музыкальными инструментами и обучение простейшим приемам игры на них; привитие вокально-хоровых навыков и развитие творческого потенциала каждого ребенка.

                                                       *   *   *

    Очень сложно научить детей правильному дыханию, что, как все мы знаем,  является основой пения, не объяснив им значения и механизма работы диафрагмы, а также правильной посадки и способов дыхания. Понятие «зевка» - помогает усилить звук без его форсирования, сделать его округлым, ярким, более продолжительным. Подача звука вперед – на ладошку и губы, помогает избавиться от риска травмирования связок. Дети с большим интересом знакомятся с физиологическими особенностями строения связок у детей и взрослых. Учатся беречь их, «разогревать», как пластилин, перед пением и следить за состоянием голосового аппарата.

     Ощущение фразы даёт возможность добиться правильного вдоха-выдоха и  ее динамического развития. Дети с интересом узнают, что итальянские обозначения громкого и тихого звука всегда присутствуют рядом с ними. Это - форте-пьяно, так ими любимое. Фиксированное окончание фразы на согласном или длинном-гласном звуке – одна из важнейших сторон работы над дикцией. Также этому способствует подача звука на губы. Это заостряет внимание на работе артикуляционного аппарата. Эти приемы положительно сказываются при чтении стихов детьми: улучшается дикция и передача эмоций.

                                                     *   *   *

     Наиболее глубоко раскрыть эмоциональные возможности ребенка помогает соприкосновение с классической музыкой, как композиторской так и лучшими образцами народной. Многие произведения присутствуют как в программе дошкольного так и школьного образования. Различны лишь методики и объем.

  Самый любимый и близкий по восприятию для детей композитор П.И.Чайковский. Фрагменты из его балетов, симфоний, часто звучат не только на занятиях, но и праздниках, вечерах развлечений. А «Детский альбом» и «Времена года» просто заиграны «до дыр». Дети очень своеобразно трактуют содержание музыкального текста. Так полным откровением для взрослых стала новая версия «кукольной трилогии» из «Детского альбома».  «Кукла заболела» у плохой хозяйки – повреждены части тела некогда любимой куклы, волосы и одежда неопрятны. И нерадивая хозяйка «схоронила» ее: а) в кладовке, б) в чемодане, в) в шкафу и т.д.  Желания похоронить ее по-настоящему не возникло ни  у одного ребенка. А в связи с тем, что шла подготовка к большому празднику кукол и все куклы отмывались, обшивались и обвязывались, то решено было «Новую куклу» не покупать, а привести ее в порядок и подготовить к показу кукольных мод. Это явилось ярким примером тому, что хорошая классическая музыка практически может участвовать в воспитании ребенка, делая его добрее и рациональнее, что в жизни  весьма немаловажно.

                                                        *   *   *

    Любят дети и вокальную музыку. Затаив дыхание, слушали они песню Ф.Шуберта «Аве, Мария!» в пасхальные дни. Долго  листали «Детскую библию» после прочтения притчи. А потом еще несколько дней просили меня спеть еще и еще. И хотя школьники обращаются к этому шедевру лишь в 5-м классе, малыши прониклись этой святыней не менее. Углубило впечатление рассматривание изображений девы Марии кисти великих художников мира. Они все отметили какое доброе лицо у Марии на всех картинах. Душа маленького человечка  открыта добру и святости, а помочь сохранить в них этот свет могут лишь шедевры мировой художественной культуры. Как бы я гордилась моими детьми, если бы в 5-м классе школы, услышав «Аве, Мария!» они воскликнули: «А мы эту музыку слушали в детском садике!».

                                                        *   *   *

   В нашем дошкольном образовательном учреждении экологическое воспитание является приоритетным направлением в работе, оно прослеживается во всех видах деятельности. Органично пришло желание написать оперу для детей «Случай в лесу», о том, как люди вредят природе. Жизнеутверждающий финал вселил надежду на лучшее будущее для окружающего мира, а «Песня друзей леса» полюбилась и детям, и взрослым. Особенно меня порадовал случай, произошедший по дороге в библиотеку, где мы собирались показать нашу оперу. Дети, увидев кучу мусора на дороге, воскликнули: «Это плохие люди сделали!». Вот она волшебная сила искусства!

                                                          *   *   *

      С библиотекой мы по-настоящему дружим. Часто проводим совместные мероприятия. Поэтому, поступив в школу, наши дети, очень на это надеемся, часто будут ходить по нами проторенной дорожке в этот храм знаний и увлечений. Нередко мы посещаем и другие культурные учреждения нашего города. В музее проводили «День защитников Отечества», где соприкоснулись вживую с историей нашей страны. Потрогали своими руками кольчугу и шлем древнего воина, посидели «В землянке». Чем не урок истории! Ходили на выставку кукол в Центр традиционной народной культуры, а затем их пригласили к себе на праздник кукол.

                                                      *   *   *

      Нередки выступления наших детей в районном Центре  культуры и досуга. Особенно дети любят сольное пение и способны конкурировать со школьниками. Не раз выступали перед всем городом на главной площади. И очень бывает обидно, когда, став школьниками, некоторые дети перестают петь. Не выходит из головы история мальчика Алеши, который своим пением потряс нашего друга – композитора из Москвы, подарившего нам свой сборник песен, В.Залесского. Диапазон чуть не  две октавы, голос чистейших тонов, безупречнейшее интонирование, филигранная исполнительская техника. Становится школьником, поступает в музыкальную школу по классу баяна и … остается совершенно невостребованным как вокалист.

    Так хочется, чтобы таланты наших детей были замечены в школе и получили дальнейшее развитие.

                                        *   *   *          

     И вот он наступил – последний день пребывания в детском садике. В основу сценария «Опустел наш детский сад» лег цикл песен «Мой любимый детский сад». Он и радостный, и грустный. Он подводит черту, отделяя дошкольный период, и открывает новую страничку жизни – школьной жизни. Удачи тебе,  МАЛЫШ  !!!